Руководитель направления Ярослав Королев "Помогу вам с выбором программы страхования. Опыт работы с 2008 года "
Verification: 9db6eb2e2b5b8e70
|
Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ
Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»
Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года. Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий
Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в
сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной
энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства,
определяет полномочия федеральных органов государственной власти и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических
и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном
праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1)
акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в
том числе террористический акт или покушение на его совершение,
угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического
комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей,
повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления
таких последствий;
2) антитеррористическая защищенность объекта
топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания,
строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического
комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта;
3)
безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние
защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов
незаконного вмешательства;
4) инженерно-технические средства
охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства
защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для
предотвращения несанкционированного проникновения на объект
топливно-энергетического комплекса или выявления несанкционированных
действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса;
5)
критически важные объекты топливно-энергетического комплекса - объекты
топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение
функционирования которых приведет к потере управления экономикой
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или
административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному
изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности
жизнедеятельности населения;
6) критические элементы объекта
топливно-энергетического комплекса - потенциально опасные элементы
(участки) объекта топливно-энергетического комплекса, совершение акта
незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению
нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса,
его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического
комплекса;
7) линейные объекты топливно-энергетического
комплекса - система линейно-протяженных объектов
топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные
газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для
обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и
нефтепродуктов;
8) обеспечение антитеррористической
защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация
определяемой государством системы правовых, экономических,
организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности
объектов топливно-энергетического комплекса;
9) объекты
топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты
электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей,
нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности,
а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и
газоснабжения;
10) охраняемые объекты топливно-энергетического
комплекса - здания, строения, сооружения, иные объекты
топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории
и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
11) паспорт безопасности
объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий
информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта
топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению
антитеррористической защищенности объекта;
12) потенциально
опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса - объекты
топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны
(участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на
которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся,
эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные,
взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а
также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе
в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к
возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими
последствиями;
13) субъекты топливно-энергетического комплекса -
физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или
ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса;
14)
требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов
топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для
выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов
топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность
объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 3. Цели и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
1.
Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита
интересов личности, общества и государства в сфере
топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
2. Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:
1)
нормативное правовое регулирование в области обеспечения
антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического
комплекса; 2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз; 3) категорирование объектов топливно-энергетического комплекса; 4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 5) разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса; 6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 7) осуществление контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 8)
информационное, материально-техническое и научно-техническое
обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 4. Принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
Основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:
1) законность; 2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; 3)
взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере
обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 4) непрерывность; 5) интеграция в международные системы безопасности; 6)
взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса,
федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
7) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 5. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса
1.
Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности
объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени
потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его
возможных последствий проводится категорирование объектов. При
проведении категорирования учитываются:
1) информация о том,
является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным
объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и
жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса; 2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса; 3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса; 4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса; 5) наличие на объекте уязвимых мест.
2.
С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса
критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности
объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории
объектов топливно-энергетического комплекса:
1) объекты высокой категории опасности; 2) объекты средней категории опасности; 3) объекты низкой категории опасности.
3.
Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его
проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
4. Перечень объектов
топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию,
утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по
противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской
Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов
государственной власти, органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации и органов местного самоуправления.
5. По
окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов
топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок
формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического
комплекса определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
1.
Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное
не установлено законодательством Российской Федерации.
2. В
качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на
праве собственности или ином законном праве объектом
топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой
категории опасности, может выступать только юридическое лицо,
зарегистрированное на территории Российской Федерации.
3.
Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности
которых осуществляется исключительно подразделениями и (или)
организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического
комплекса, и (или) федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел,
определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
4. Контроль за
обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
определяемым Президентом Российской Федерации (далее - уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти).
Статья 7.
Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов
топливно-энергетического комплекса
1. Требования
обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и
требования антитеррористической защищенности объектов
топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной
категории опасности объектов определяются Правительством Российской
Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения
субъектами топливно-энергетического комплекса.
2. Субъекты
топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или
ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса,
которые отнесены к объектам высокой категории опасности, не могут
передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения,
их части, входящие в состав объектов топливно-энергетического комплекса,
а также земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей,
не связанных с производственной деятельностью, без согласования с
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок
согласования определяется уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
3. Субъекты топливно-энергетического
комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов
топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление
комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких
объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.
Статья 8. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса
1.
Субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме
согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
2. Паспорт
безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на
основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от
степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки
достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по
физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно
требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в
соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
3. В
паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса
отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате
совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние
системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной
безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
4.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса
содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности
объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса
самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями,
установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со
статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо
исключительно федеральными органами исполнительной власти.
5.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса
утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса
по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму,
сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4
статьи 5 настоящего Федерального закона.
6. Информация,
содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в
соответствии с федеральными законами.
7. Паспорта безопасности
объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в
порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской
Федерации.
Статья 9. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса
1.
Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса
представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов
незаконного вмешательства организационных, административных и правовых
мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений
охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и
специальные средства.
2. Обеспечение физической защиты объектов
топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой
системы планирования и реализации комплекса технических и
организационных мер, направленных на:
1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса; 2)
своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на
целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического
комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.
3.
Обеспечение физической защиты строящегося объекта
топливно-энергетического комплекса, который после ввода в эксплуатацию
будет отнесен к объектам высокой категории опасности, должно
осуществляться на стадии строительства.
4. Для обеспечения
физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут
привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные
организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с
паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Статья 10. Требования к персоналу, обеспечивающему безопасность объектов топливно-энергетического комплекса
1.
На работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности
объектов топливно-энергетического комплекса, не принимаются лица:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления; 2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; 3)
досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или
уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных
органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям,
которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с
совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим
нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь
государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого
досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее
трех лет.
2. Перечень работ, непосредственно связанных с
обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса,
устанавливается федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
топливно-энергетического комплекса, по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и с
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере внутренних дел.
Статья 11. Обеспечение безопасности информационных систем объектов топливно-энергетического комплекса
1.
В целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса субъекты топливно-энергетического комплекса создают на этих
объектах системы защиты информации и информационно-телекоммуникационных
сетей от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования,
блокирования информации и иных неправомерных действий и обеспечивают
функционирование таких систем. Создание таких систем предусматривает
планирование и реализацию комплекса технических и организационных мер,
обеспечивающих в том числе антитеррористическую защищенность объектов
топливно-энергетического комплекса.
2. Информация о системах,
указанных в части 1 настоящей статьи, является информацией, доступ к
которой ограничен федеральными законами. Указанная информация вносится в
паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья
12. Права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса в
сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса
1. Субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право:
1)
в установленном порядке получать от уполномоченного федерального органа
исполнительной власти информацию в сфере обеспечения безопасности
объектов топливно-энергетического комплекса; 2) вносить в
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, федеральный
орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности,
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере внутренних дел, и федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения об обеспечении
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 3)
привлекать для обеспечения физической защиты объектов
топливно-энергетического комплекса подразделения и (или) организации,
указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, имеющие
право приобретать и использовать гражданское, служебное огнестрельное
оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 4)
совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской
Федерации, направленные на обеспечение безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса.
2. Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны:
1)
незамедлительно информировать в порядке, установленном органом,
обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления по
противодействию терроризму, об угрозах совершения и о совершении актов
незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического
комплекса; 2) выполнять предписания, постановления должностных лиц
уполномоченного федерального органа исполнительной власти об устранении
нарушений требований обеспечения безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической
защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; 3)
оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов
незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий,
установлении причин и условий их совершения; 4) осуществлять
комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов
топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий
чрезвычайных ситуаций; 5) обеспечивать готовность объектов
топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению
последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством
осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным
законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными
законами.
3. Соблюдение требований обеспечения безопасности
объектов топливно-энергетического комплекса и требований
антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического
комплекса является обязанностью руководителей субъектов
топливно-энергетического комплекса.
Статья 13.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в
сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса
Нарушение должностными лицами федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, субъектами
топливно-энергетического комплекса, организациями, выполняющими работы и
предоставляющими услуги по обеспечению безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса, иными организациями, а также
гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере
обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 14. Ответственность за
причинение вреда в результате совершения акта незаконного вмешательства
на объекте топливно-энергетического комплекса
Гражданско-правовую
ответственность за причинение вреда физическим и юридическим лицам, а
также государству в результате совершения акта незаконного вмешательства
на объекте топливно-энергетического комплекса несет субъект
топливно-энергетического комплекса в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Статья 15.
Страхование ответственности за причинение вреда в результате
террористического акта на объекте топливно-энергетического комплекса
Субъекты
топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности
или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса,
которые отнесены к объектам высокой категории опасности, обязаны
страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или
имуществу третьих лиц в результате аварии на объекте
топливно-энергетического комплекса, возникшей в связи с террористическим
актом или диверсией.
Статья 16. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
1.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных
средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат
государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а
также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса.
2.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса за счет иных источников средств
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья
17. Особенности обеспечения безопасности объектов системы
газоснабжения, линейных объектов топливно-энергетического комплекса
1.
Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве
собственности или ином законном праве объектами системы газоснабжения, и
организации, эксплуатирующие такие объекты, кроме мер, предусмотренных
настоящим Федеральным законом, обязаны обеспечить на стадиях
проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы
газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному
функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий
потенциальных чрезвычайных ситуаций на таких объектах.
2.
Субъект топливно-энергетического комплекса, владеющий на праве
собственности или ином законном праве объектом системы газоснабжения, и
организация, эксплуатирующая такой объект, обеспечивают его готовность к
локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных
ситуаций, к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их
возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных
настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных
иными федеральными законами.
3. Требования обеспечения
безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с
учетом их особенностей определяются органом, обеспечивающим координацию
деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления по противодействию терроризму.
Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней
после дня его официального опубликования, за исключением положений, для
которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Статьи 7, 10, 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.
Президент Российской Федерации Д. Медведев
ЧТО ТАКОЕ ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА
Смотреть все новости.
|