Международная транспортная накладная ( CMR) — это документ,
сопровождающий груз при перевозке автомобильным транспортом. CMR — сокращение с
французского «Convention relative au contrat de transport international de
marchandises par route» (Конвенция о договоре международной перевозки грузов
автомобильным транспортом — Конвенция CMR).
Аналогичные документы оформляются при перевозках грузов
авиационным транспортом (Air WayBill — AWB) и железнодорожным транспортом (Rail
WayBill — RWB).
Накладная регулирует отношения между участниками процесса
перевозки грузов: перевозчиком, отправителем и получателем груза. По своей сути
данный документ подтверждает оформление договора перевозки груза.
Транспортная накладная сопровождает груз на пути его
следования от пункта приема груза к перевозке (пункта отправления) до пункта
получения груза, выдается грузоотправителю, перевозчику и, в зависимости от
правил перевозки, передается грузополучателю вместе с грузом в пункте
назначения.
Транспортная накладная содержит данные, относящиеся к
перевозимому грузу (наименование груза, число мест, вес, маркировка, время
приема груза к перевозке и прибытия его в пункт назначения и другую необходимую
информацию).
Документ имеет большое значение для доказательства факта
заключения договора перевозки и обязателен при предъявлении исков к
перевозчику, грузоотправителю или грузополучателю по поводу возможных претензий
в связи с недостачей груза, порчей, разрушением или повреждением груза,
задержкой доставки, задержкой выдачи и прочими издержками.
Использование грузовой транспортной накладной
CMRпредполагает, что, по крайней мере, одна из стран, вовлеченных в
международную транспортную операцию (страна отправления или назначения),
является договаривающейся стороной КонвенцииCMR, о чем говорит и преамбула
документа:
«Настоящая Конвенция применяется ко всякому договору дорожной
перевозки грузов транспортными средствами за вознаграждение, когда место
принятия груза и место, предназначенное для сдачи груза, указанные в договоре,
находятся в двух разных странах, из которых, по крайней мере, одна является
участницей Конвенции, независимо от местожительства и национальности сторон
договора».
Конвенция о договоре международной перевозки грузов
автомобильным транспортом была принята в Женеве 19 мая 1956 г. и вступила в
силу со 2 июля 1961 года. Данная конвенция призвана регулировать отношения,
возникающие в процессе перевозки международных торговых грузов автомобильным
транспортом, и обладает статусом Конвенции ООН.
Для получателя груза очень важно проверить правильность
заполнения перевозчиком CMR во избежание недоразумений и конфликтных ситуаций
по пути следования и на российской таможне. Дело в том, что Международная
транспортная накладная представляет собой самокопирующийся бланк, форма
которого может существенно отличаться в различных странах.
Ниже приведены правила заполнения некоторых граф CMR,
унифицированной в странах Евросоюза, на содержание которых нужно обращать
особое внимание.
Графа 1. «Отправитель». Указывается полное наименование
отправителя груза (если груз отправляется по поручению другой фирмы, то после
наименования грузоотправителя указывается наименование поручителя: «by order»,
«on behalf»). Одно из наименований обязательно должно быть указано в инвойсе
(ввиду того, что продавцом груза может быть как грузоотправитель, так и
поручитель). Также указывается полный юридический адрес отправителя.
Графа 2. «Получатель». Указывается полное наименование
получателя груза и почтовый или юридический адрес. В случае отправки груза в
адрес таможенного брокера делается примечание «для фирмы ХХХХ».
Графа 3. «Место разгрузки груза». Указывается адрес доставки
груза после произведенной таможенной очистки. При наличии заполненной графы 3
перевозчику, независимо от страны принадлежности, разрешается перемещаться по
территории России без каких-либо других товарно-транспортных документов.
Графа 5. «Прилагаемые документы». Указываются документы,
прилагаемые к CMR (инвойс, упаковочный лист,TIR Carnet, сертификаты, экспортные
декларации).
Графы 6–9 — указываются количество грузовых мест,
наименование груза и вид упаковки.
Все данные этого раздела должны точно соответствовать данным,
указанным в инвойсе и упаковочном листе. При большом количестве наименований
возможно указание объединенного названия со ссылкой «расшифровку смотри в
инвойсе».
При наличии большого количества наименований желательно
указывать разбиение веса товара по каждому коду ТН ВЭД.
При контейнерных перевозках количество транспортных мест
должно соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.
Графа 10. «Статистический код». Указываются коды ТН ВЭД по
каждой группе товаров. При этом не допускается объединять в одну группу товары,
которые имеют разные коды ТН ВЭД.
Например, в случае перевозки запчастей для кондиционеров
нельзя указать для них единый код 8415 90 0009 (части кондиционеров).
Обязательным требованием является разбивка по видам запчастей:
электродвигатели, сетчатые фильтры, компрессоры, крыльчатки вентиляторов, платы
управления, пульты, приводы воздушных заслонок и так далее.
Графа 11. «Вес брутто». Указывается вес брутто, заявленный в
инвойсе. При контейнерных перевозках данная графа должна соответствовать
данным, указанным в морском коносаменте.
Графа 13. «Указания отправителя». Указываются полные
реквизиты таможенного терминала, на который должен быть доставлен груз для
таможенной очистки, включая адрес, код таможни, номер и дату выдачи лицензии
СВХ.
Графа 15. «Условия оплаты». Указываются условия поставки
товара по ИНКОТЕРМС.
Графа 16. «Перевозчик». Указываются полные реквизиты
транспортной компании (владельца TIR Carnet или таможенного перевозчика).
Графа 17. «Последующий перевозчик». Заполняется в случае,
если перевозка осуществляется с перегрузом с одного транспортного средства на
другое. Обычно указываются реквизиты агента (экспедитора), который контролирует
данную перевозку.
Графа 18. «Оговорки и замечания перевозчика». Могут быть
указаны любые замечания или уточнения перевозчика относительно груза (качество
упаковки, температурный режим и прочее).
Очень важно, чтобы в CMR и всех прилагаемых документах веса,
коды ТН ВЭД, наименования товаров, цены, названия компаний и их адреса были
одинаковы. В противном случае неизбежны простои транспорта на пограничных
пунктах перехода и таможнях.
TIR, или TIR Carnet, — сокращение с французского «Transport
international routier» — международные дорожные перевозки (МДП). Используя
последнюю аббревиатуру, TIR еще называют книжкой МДП.
Итак, TIR — это система международных автомобильных перевозок
товаров, работающая на основе Таможенной конвенции о международной перевозке
грузов, принятой в 1975 году в Женеве для упрощения административных
формальностей при международных автоперевозках. Компании-перевозчики, входящие
в Ассоциацию стран — членов конвенции, пользуются при пересечении границ
таможенными документами, называемыми книжками МДП (TIR Carnet), по которым
разрешается пересекать границу без уплаты таможенных пошлин в пункте пропуска.
На сегодняшний день эта система действует в более чем 60 странах мира и
предоставляет возможность перемещения через границы товаров:
• в опечатанных
грузовиках или контейнерах;
• отправленных
из таможни в одной стране в таможню другой страны;
• без
обязательных полных проверок на промежуточных границах;
• а также в
определенное время, предоставляемое таможенными властями, с соблюдением
требований безопасности и гарантиями (например, перевозка гуманитарной помощи).
Для обеспечения безопасности перевозок конвенция
устанавливает, что грузы должны перевозиться в контейнерах или грузовых
отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы
исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части
транспортного средства или контейнера без оставления видимых следов вскрытия
грузового отделения транспортного средства, контейнера или повреждения
таможенных печатей и пломб.
TIR Carnet, или книжка МДП, представляет собой блокнот с
отрывными листами, которые удаляются по очереди при прохождении грузом
очередной таможни. Книжка МДП может состоять максимум из 20 отрывных листов,
что позволяет осуществлять перевозку через максимум 10 стран (включая страну
отправления и назначения).
Для правильного оформления TIR Carnet необходимо предоставить
перевозчику или экспедитору следующие данные:
• адрес
получателя;
• таможня, в
которую следует ваш груз;
• наименование и
таможенные коды (ТН ВЭД) для каждого перевозимого товара;
• вес брутто
каждого товара;
• количество
мест каждого кода.
Следует помнить, что:
• срок действия
книжки МДП — 60 дней с момента выдачи;
• общее
количество мест отправления и назначения не может быть больше 4;
• прилагаемые
документы — только те, которые физически прикреплены к соответствующим
страницам TIR;
• в графе 5 TIR
должны быть указаны номера CMR и инвойса;
• коды ТН ВЭД
должны совпадать с кодами в CMR и инвойсе;
• количество
мест и вес должны совпадать с CMR, инвойсом и упаковочным листом.
В самом простом случае (одно место отправления и одно место
назначения) так называемый короткий TIR содержит 4 отрывных листа: для таможни
отправления, для первой таможни на границе, для второй таможни на границе, для
таможни назначения.
При наличии по пути следования транзитных стран или
нескольких мест отправления/назначения TIR должен содержать дополнительные
листы. Существуют 4 вида TIR, содержащих, соответственно, 4, 6, 14 или 20
листов.
Проверка получателем груза содержания TIR тоже абсолютно
обязательна, поскольку нередки случаи ошибок, допускаемых перевозчиком,
особенно при перевозке сборных грузов. В качестве примера можно привести случай
из реальной практики, когда перевозчик оформил на грузы, следовавшие на разные
таможенные посты, «короткий» TIR, который был «закрыт» на первом таможенном
посту, и машина не смогла доставить грузы на второй пост. Потребовались
значительные усилия, время и материальные затраты для исправления этой ошибки.
Причина произошедшего была проста: перевозчик перепутал
названия и коды таможенных постов и не направил документы на проверку
получателю груза.
T1 — транзитная декларация
Иногда для грузов, следующих транзитом через территорию стран
Евросоюза (ЕС), вместо TIR Carnet в качестве альтернативы оформляется
транзитная декларация T1. Этот документ является финансовой гарантией того, что
товар, пересекший границу Евросоюза, будет доставлен либо на таможенный склад
или таможню внутри ЕС, либо покинет территорию ЕС через границу одной из стран
Евросоюза. Транзитная декларация T1 оформляется на основании инвойса,
упаковочного листа и доверенности от отправителя.
Для полноты картины нельзя вкратце не упомянуть о других
путевых документах, таких как авианакладная и железнодорожная накладная.
Авианакладная (Air WayBill) — документ, который выписывает
грузоотправитель или его агент и который подтверждает наличие договора между
грузоотправителем и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика.
Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным
документом. Авианакладная удостоверяет заключение договора перевозки, принятие
товара к перевозке и условия перевозки. Во многих странах (но не в России!)
этот документ может использоваться как таможенная декларация, в которой
содержится подробное описание груза.
Содержание авианакладной:
• наименование
аэропортов отправления и прибытия;
• прилагаемые к
накладной документы;
• объявленная
ценность;
• сумма платежа
за перевозку;
• дата
составления накладной и прочее.
Железнодорожная накладная международного сообщения (RailWay
Bill) — транспортный документ, используемый при международных железнодорожных
грузовых перевозках. Накладная является документарным оформлением договора
перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. Текст
железнодорожной накладной печатается на стандартных бланках обычно на двух
языках.
Накладная выписывается грузоотправителем или его экспедитором
на имя грузополучателя, заверяется перевозчиком, который ставит штамп на накладной-дубликате.
Накладная следует с грузом. К каждой накладной прилагается
товаросопроводительная документация: инвойс, отгрузочная спецификация,
сертификат о качестве, упаковочный лист и прочее.
Содержание железнодорожной накладной:
• наименование
груза;
• пункт
отправления и пункт назначения;
• время приема к
перевозке;
• дата доставки
груза.
Правильное заполнение вышеописанных документов и
достоверность содержащейся в них информации крайне важны не только для экономии
времени транспортировки и быстрого прохождения процедур таможенного оформления
грузов, но и для получения страхового возмещения владельцем груза от страховой
компании при наступлении страхового случая — порчи, повреждения, хищения груза.