Руководитель направления Ярослав Королев "Помогу вам с выбором программы страхования. Опыт работы с 2008 года "
Verification: 9db6eb2e2b5b8e70
|
РЫНОК СТРАХОВАНИЯ АВТОКАСКО
Быстрое падение – медленное восстановление: по прогнозам «Эксперт РА», в 2010 году рынок автокаско ждет стагнация. По итогам 2009 года рынок страхования автокаско упал на 20,5%, в 2010 году объем премий останется на уровне 2009 года (прогнозируемые темпы прироста – 0%) и составит 138 млрд. рублей.
В 2009 году наибольшими темпами сократились взносы по страхованию автокаско, получаемые через банковский и дилерский каналы продажи. Внутри агентского канала продаж произошло перераспределение взносов в пользу надежных страховщиков. Прямые продажи на фоне общего падения, наоборот, выросли.
В 2010 году объем взносов по страхованию автокаско, получаемых через банки и автосалоны, останется на уровне 2009 года, премии, собираемые через агентский канал продаж, несколько снизятся, в том числе за счет роста взносов в прямом страховании и кризиса доверия к страховым компаниям.
Кризис усиливается: «Эксперт РА» выделил 4 негативные тенденции, способствующие развитию кризиса на рынке автокаско в 2010 году.
- У разбитого корыта. В зоне риска оказались компании, делавшие ставку на банковский канал продаж или продажи через автодилеров. В 2009 году они столкнулись с проблемой резкого и внезапного сокращения взносов, что привело, в свою очередь, к разрыву ликвидности и росту конкуренции за оставшихся страхователей. Для переориентации бизнеса на другие каналы продаж или страховые продукты был необходим запас прочности, который имелся далеко не у всех компаний.
- Демпинговая игла. Демпинг, усилившийся на рынке автокаско с конца 2008 года в результате обострения уровня конкуренции, достиг невероятных размеров в середине 2009 года. И только в конце прошлого года было отмечено некоторое повышение тарифов у ряда крупных страховых компаний. Однако многие страховщики, прочно севшие на «демпинговую иглу» и не имеющие запаса ликвидных активов, уже не могут соскочить с нее, так как повышение тарифов для них будет означать потерю ликвидности, невыплаты и, в конечном счете, отзыв лицензии.
- Не платить любой ценой. Наиболее серьезные последствия демпинга на рынке автострахования проявятся с лагом в год, то есть в 2010 году. По прогнозам «Эксперт РА» в 2010 году с рынка автокаско уйдут более четверти его игроков, в том числе несколько крупных страховщиков из топ-50. Кроме того, многие оставшиеся страховые компании продолжат политику «оптимизации издержек», начатую еще в 2009 году и предполагающую все усилия направлять на снижение размеров выплат. Такая политика приведет к снижению репутации всего страхового рынка и окажет негативное влияние на динамику добровольного спроса на услуги страховых компаний.
- Некому верить. В период кризиса резко увеличилось число случаев страхового мошенничества со стороны всех групп участников страхового рынка (страхователей, страховых посредников и самих страховых компаний). В 2010 году эта тенденция только усилится.
Не было бы счастья… «Эксперт РА» выделил 4 позитивные тенденции, проявившиеся на рынке автокаско в период кризиса.
- Ремонтный козырь. Если ранее основным источником доходов автосалонов были продажи новых автомобилей, то теперь около 60% их валовой прибыли приходится на доходы от сервиса. Многие дилеры до кризиса, рассчитывая на продолжение роста продаж, сделали ставку на увеличение свих ремонтных емкостей. В результате в период кризиса основным направлением взаимодействия дилеров со страховыми компаниями стало получение от страховщиков ремонтного ресурса. А требования по размерам комиссии ушли на второй план.
- Продуктовые инновации. Опасаясь проиграть в ценовой конкуренции, многие страховщики сделали ставку на разработку новых страховых продуктов, содержащих различные виды франшиз («скрытые», «персональные» франшизы, франшизы, применяемые со второго страхового случая) и неполное покрытие по рискам (например, защита только от угона и гибели машины).
- Надежность в цене. В условиях снижения надежности всей страховой отрасли и увеличения числа случаев неплатежей, значительно возросла заинтересованность агентов в ведении бизнеса только с надежными партнерами. В результате агентские продажи полисов автокаско у надежных компаний не только не упали, но даже выросли.
- Осознанный выбор. Некоторые компании отмечают рост спроса на страхование подержанных автомобилей в 2009 году. Автовладельцы делают осознанный выбор в пользу страхования как инструмента управления рисками и фиксации расходов.
По итогам 2009 года объем рынка автострахования (автокаско+ДСАГО+ОСАГО) составил 227,2 млрд. рублей, сократившись по сравнению с 2008 годом на 10,9%.
Падение рынка автострахования было связано со значительным снижением взносов по автокаско на 20,5%, тогда как премии, полученные по ОСАГО и ДСАГО, наоборот, выросли – на 6,9 и 118,2% соответственно (без учета программы «Зеленая карта» взносы по ДСАГО увеличились на 24,1%). Рынок страхования автокаско – лидер роста за последние несколько лет, в период кризиса стал лидером падения.
В 2009 году основными тенденциями на рынке страхования автокаско были резкое сужение спроса и демпинг
Резкое сужение спроса. В зоне риска оказались компании, делавшие ставку на банковский канал продаж или продажи через автодилеров. В 2009 году они столкнулись с проблемой резкого и внезапного сокращения взносов, что привело, в свою очередь, к разрыву ликвидности и росту конкуренции за оставшихся страхователей. Для переориентации бизнеса на другие каналы продаж или страховые продукты был необходим запас прочности, который имелся далеко не у всех компаний.
Демпинг. Демпинг, усилившийся на рынке автокаско с конца 2008 года в результате обострения уровня конкуренции, достиг невероятных размеров в середине 2009 года. И только в конце 2009 года было отмечено некоторое повышение тарифов у ряда крупных страховых компаний. Однако многие страховщики, прочно севшие на «демпинговую иглу» и не имеющие запаса ликвидных активов, уже не могут соскочить с нее, так как повышение тарифов для них будет означать потерю ликвидности, невыплаты и, в конечном счете, отзыв лицензии.
В 2010 году следует ожидать рост случаев мошенничества, неплатежей и ухода с рынка автостраховщиков.
Неплатежи. Наиболее серьезные последствия демпинга на рынке автострахования проявятся с лагом в год, то есть в 2010 году. По прогнозам «Эксперт РА» в 2010 году с рынка автокаско уйдут более четверти его игроков, в том числе несколько крупных страховщиков из топ-50. Кроме того, многие оставшиеся страховые компании продолжат ведение политики «оптимизации издержек», начатой еще в 2009 году и предполагающей все усилия направлять на снижение размеров выплат. Такая политика приведет к снижению репутации всего страхового рынка и сокращению добровольного спроса на услуги страховых компаний.
Мошенничество. В период кризиса резко увеличилось число случаев страхового мошенничества со стороны всех участников страхового рынка. В 2010 году эта тенденция только усилится:
- Со стороны страхователей (как автовладельцев, страхующих машину после аварии, так и организованных преступных групп, разрабатывающих сложные схемы по выкачиванию денег из страховых компаний).
- Со стороны страховых посредников (агентов, брокеров, исчезающих с собранными взносами).
- Со стороны самих страховых компаний (строящих страховые пирамиды, необоснованно отказывающих в выплатах).
По прогнозам «Эксперт РА», в 2010 году по сравнению с 2009 годом темпы прироста премий по страхованию автокаско окажутся на нулевом уровне, по ОСАГО – на уровне 8%.
Темпы прироста страховых взносов по ДСАГО (по программе «Зеленая карта»), во многом зависящие от изменения курса евро к рублю, составят минус 8%. В то же время внутрироссийский сегмент ДСАГО продолжит расти (до 20% в год).
В итоге объем премий, полученных по автострахованию в 2010 году, составит 234,4 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 3,2%.
Источник: «Эксперт РА», ФССН
Смотреть все новости.
|